Ответ Минэкономразвития РФ на резолюцию митинга от 7 ноября 2015 года

 

Уважаемая Татьяна Ивановна!

В соответствии с письмами Аппарата Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. №П48-122602 и от 25 декабря 2015 г. №П48-123082 Министерство экономического развития Российской Федерации рассмотрело резолюцию (далее - обращение) митинга жителей г. Набережные Челны от 7 ноября 2015 г., организованного Горкомом партии Коммунисты России, и в рамках своей компетенции сообщает.

По вопросу стратегического планирования.

В целях определения направлений и приоритетов политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития в среднесрочной перспективе в 2015 году Правительством Российской Федерации приняты Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, которые в качестве основного инструмента повышения сбалансированности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предусматривают разработку стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее - Стратегия) как территориально-пространственной модели развития экономики, создающей предпосылки обеспечения межрегиональной интеграции.

Согласно частям 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №172-ФЗ) Стратегия разрабатывается в соответствии с основами государственной политики регионального развития Российской Федерации, в целях реализации основных положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. №870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» Стратегия призвана определить приоритеты, цели и задачи комплексного регионального развития Российской Федерации, направленные на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации и снятие инфраструктурных ограничений в социально- экономическом развитии территорий.

В настоящее время Минэкономразвития России с участием федеральных министерств, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с привлечением представителей экспертного и научного сообществ начата работа по формированию концепции Стратегии.

По вопросу участия России во Всемирной торговой организации.

Многочисленные исследования не выявили каких-либо серьезных негативных рисков для экономики России, связанных с участием во Всемирной торговой организации (далее - ВТО).

Вместе с тем, начиная с 2011 года, Правительством Российской Федерации ведется активная работа по адаптации наиболее уязвимых отраслей экономики к условиям членства России в ВТО. В январе 2012 года был утвержден План действий Правительства Российской Федерации, направленный на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО (далее - План). В целях мониторинга хода реализации Плана создана специальная Рабочая группа с привлечением представителей бизнес-сообщества, осуществляющая подготовку предложений и реализацию комплекса мер, направленных на поддержание и повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей в условиях членства России в ВТО.

Следует также отметить, что Россия с самого начала оценивала влияние присоединения к ВТО на экономику в целом, как оказывающее долговременный положительный эффект. Сиюминутный результат смогли заметить в ориентированных на экспорт отраслях, в отношении которых на внешних рынках действовали ограничительные меры дискриминационного характера. Ряд таких мер был отменен нашими партнерами по ВТО сразу же после присоединения.

В целях выявления торговых барьеров, применяемых членами ВТО, на постоянной основе ведется соответствующий мониторинг и работа по их устранению. Решение данных вопросов Российская Федерация видит на площадке ВТО как посредством проведения соответствующих консультаций, так и с использованием такого мощного инструмента как Орган ВТО по разрешению споров.

Кроме того, после присоединения к ВТО Россия принимает полноценное участие в выработке новых правил многосторонней торговли и продвигает свои экономические интересы на внешних рынках. Так, Россия приняла участие в 10-й Министерской конференции ВТО, в ходе которой было принято Министерское решение по отмене экспортных субсидий сельхозпроизводителям. Принятое решение предоставляет реальные преимущества российским производителям в сфере агропромышленного комплекса (в особенности производителям молочной продукции, некоторых видов мяса и зерна) посредством выравнивания условий конкуренции с производителями, ранее получавшими экспортные субсидии.

По вопросу о введении нового налогового механизма.

При принятии решения о введении нового налогового механизма, изменяющего налоговое законодательство, необходима детальная проработка возможных последствий как для предприятий и физических лиц, так и для экономики в целом.

Учитывая значимую роль налогов в формировании бюджетной системы Российской Федерации, а также их влияние на экономическую деятельность и финансовые показатели налогоплательщиков, необходимы также проработка порядка администрирования, расчет выпадающих доходов бюджетов Российской Федерации и определение источников их компенсации.

В предложениях, изложенных в обращении, отсутствует описание последствий введения данных мер, а также финансово-экономическое обоснование, что необходимо для проведения их соответствующей оценки.

Также Ваши предложения не позволяют оценить экономическую эффективность внесения изменений в действующее законодательство о налогах и сборах.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время законодательство Российской Федерации о налогах и сборах устанавливает более жесткие налоговые условия в отношения собственников предметов роскоши.

Так, исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн. рублей включительно.

Вместе с тем, сообщаем, что принят Федеральный закон от 4 октября 2014 г. №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», предусматривающий введение в Российской Федерации налога на недвижимое имущество физических лиц.

В рамках данного налога предусмотрено повышенное налогообложение (в пределах до 2%) зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений, гаражей, парковочных мест, единого недвижимого комплекса, объектов капитального строительства и незавершенного капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей.

При этом по вопросу введения прогрессивной шкалы налогообложения отмечаем, что переход к прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ в сложившейся социально-экономической обстановке, по мнению Минэкономразвития России, является нецелесообразной и несвоевременной мерой. Введение плоской шкалы налогообложения НДФЛ упростило налоговое администрирование, способствовало выводу из тени доходов граждан. В настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога, на которую не оказал существенного влияния даже кризисный период.

Прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ существовала в Российской Федерации до 2001 года. Минимальная ставка налога при этом составляла 12 %, максимальная - 35 %. По данным ВЦИОМа (Всероссийский центр изучения общественного мнения), граждане с самой высокой оплатой труда, попадающей под повышенную процентную ставку, в основном являлись получателями неофициальных доходов, с которых не удерживался налог. Переход к прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ, может привести к возобновлению практики использования налогоплательщиками так называемых «серых» схем уклонения от уплаты налога, в том числе к занижению реальных сумм заработной платы.

По вопросу о внесении взносов на капитальный ремонт и изменении размера платы граждан за коммунальные услуги.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Взносы на капитальный ремонт входят в состав структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 (далее - Правила), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно части 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил определено, что решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным им государственным учреждением.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. №2182-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год», для Республики Татарстан средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2016 год установлен в размере 4,5 %.

По вопросу уровня жизни и доходов населения.

Согласно законодательству Российской Федерации прожиточный минимум является стоимостной оценкой потребительской корзины. Установленная Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» потребительская корзина в стоимостном выражении увеличилась по сравнению с ранее действовавшей. Объемы потребления в указанной потребительской корзине актуализированы на основании норм физиологических потребностей, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 декабря 2008 года.

При этом следует иметь в виду, что потребительская корзина отражает фактические потребительские расходы малоимущих домохозяйств и не регулирует объем и структуру производства и потребления, а также не носит нормативного характера и не предписывает порядок расходования гражданами средств на приобретение товаров и услуг.

В целях материальной поддержки граждан и недопущения увеличения неравенства предпринимаются соответствующие меры в сфере формирования доходов граждан и социальной защиты населения.

Рост денежных доходов населения обусловлен увеличением заработной платы, доходов населения от предпринимательской деятельности, развитием системы пенсионного и социального страхования, а также усилением социальной поддержки малообеспеченных категорий населения.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. реализуются меры по повышению заработной платы отдельных категорий работников образования, здравоохранения, науки и культуры с учетом обеспечения соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Одновременно с этим в Российской Федерации создана система социальной защиты населения и предоставления социальных услуг.

Отдельным категориям граждан (инвалидам, ветеранам, гражданам, имеющим детей, и др.) предоставляются денежные выплаты и льготы. В бюджете ежегодно предусматриваются средства на увеличение размеров социальных выплат с учетом уровня инфляции.

Малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, имеют право на получение государственной социальной помощи.

По вопросу об оплате труда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъектам хозяйствования гарантируется свобода экономической деятельности.

Начиная с 1991 года, в условиях развития рыночных отношений прекратило свое существование централизованное административное регулирование оплаты труда.

Размер оплаты труда во внебюджетных организациях устанавливается ими самостоятельно за счет собственных средств с учетом финансово-экономического положения и мнения выборного профсоюзного органа организаций. Вопросы установления форм, систем и размеров оплаты труда являются предметом переговоров работодателей и представителей работников и отражаются в отраслевых (межотраслевых), региональных и территориальных соглашениях, а также в заключаемых на уровне организаций коллективных договорах.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда и зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

В целях сокращения дифференциации заработной платы руководителей и работников федеральных государственных учреждений, Правительством Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, согласно которым с 1 января 2013 года в указанных учреждениях устанавливается предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников в кратности от 1 до 8.

Принято также постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. №2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий», в соответствии с которым предельный уровень соотношения между средней заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных унитарных предприятий и средней заработной платой работников предприятий устанавливается их учредителями в кратности от 1 до 8.

Введено ограничение размеров выплат выходных пособий руководству государственных корпораций и организаций с долей участия государства в уставном капитале более 50 % («золотые парашюты»).

Кроме того, в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы стороны договорились рассматривать вопросы дифференциации и прозрачности заработной платы различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал, в государственных корпорациях и организациях с преобладающим государственным участием и содействовать распространению практики раскрытия информации о заработной плате различных категорий работников в негосударственном секторе экономики.

По вопросу пенсионного обеспечения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» право гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой работодателями, являющимися страхователями в системе обязательного пенсионного страхования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), а также средств федерального бюджета.

При этом устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года размер страховой пенсии зависит от размера заработной платы, длительности страхового стажа, а также, в случае страховой пенсии по старости, от возраста обращения за пенсией.

В соответствии с законодательством повышение указанных пенсий осуществляется ежегодно с учетом темпов роста инфляции и роста доходов ПФР за прошлый год.

Что касается повышения пенсионного возраста, то в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. №364-Ф3 «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год» повышение пенсионного возраста не предусматривается.

Вместе с тем, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными 14 мая 2015 года, предусмотрена необходимость проведения широкого обсуждения с привлечением институтов гражданского общества, в том числе профессиональных союзов, объединений работодателей, общественных организаций и экспертного сообщества, целесообразности повышения пенсионного возраста для лиц, вновь выходящих на пенсию, а также возможных сроков и порядка указанного повышения.

Одновременно отмечаем, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», принятым в целях совершенствования порядка формирования прав в распределительном компоненте, предусмотрены меры по стимулированию более позднего выхода на пенсию, которые позволяют устанавливать страховую пенсию в более высоком размере в случае продолжения работы после достижения пенсионного возраста, который будет расти в зависимости от числа лет работы с отложенной пенсией (от 1 года до 10 лет). При этом отказ от назначения пенсии в течение 10 лет позволяет увеличить ее размер в 2,3 раза.

По вопросу установления статуса и мер социальной поддержки для детей войны.

В настоящее время указанные лица являются гражданами старшего поколения и большинству из них предоставляются меры социальной поддержки, установленные Федеральными законами от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Необходимо также отметить, что при определении объема мер социальной поддержки, предоставляемых различным категориям граждан, учитываются заслуги указанных граждан по защите отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда, а также иные факторы, требующие соответствующих мер компенсации со стороны государства.

Одновременно при определении перечня и уровня предоставляемых льгот и компенсаций необходимо учитывать степень заслуг и значимость иных факторов в целях соблюдения баланса мер поддержки различных категорий граждан, а также бюджетные возможности государства.

Следует учитывать также, что положения статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» позволяют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

По вопросу бесплатного образования.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Вместе с тем каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Кроме того, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) гарантируется бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 34 Федерального закона №273-Ф3 обучающимся предоставляется академическое право на переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, который предусмотрен Минобрнауки России, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное утвержден приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. №443.

По вопросу оказания бесплатной медицинской помощи.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

На основании статьи 82 Федерального закона №323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. №1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Программа государственных гарантий) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Таким образом, в Российской Федерации установлено и обеспечивается за счет государственных источников финансирования право граждан на бесплатную медицинскую помощь в объеме, предусмотренном Программой государственных гарантий.

Заместитель директора Департамента кадров и организационного развития О.Н.Гусев
Министерство экономического развития РФ, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3, Москва. ГСП-3, А-47, 125993 Тел. (495) 694-03-53, Факс (499) 251-69-65. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., http://www.economy.gov.ru
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru