Ответ Минобрнауки РФ на резолюцию митинга от 7 ноября 2015 года

Уважаемая Татьяна Ивановна!

Департамент государственной политики в сфере общего образования Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, и в части своей компетенции сообщает.

По вопросу повышения платы за услуги по уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 3 и 6 части 1 статьи 8 Федерального закона).

В соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом.

Под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (часть 4 статьи 65 Федерального закона).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей (часть 5 статьи 65 Федерального закона).

Следует также обратить внимание, что субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки как для семей, имеющих детей, так и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Дополнительно Департамент сообщает, что руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации письмом Минобрнауки России от 19 февраля 2015 г. №08-199 была направлена информация о недопустимости необоснованного роста размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающим образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

По вопросу доступности дошкольного образования.

Для сокращения очередности в дошкольные образовательные организации федеральный бюджет предоставляет субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование региональных расходных обязательств, возникающих при реализации комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (далее - программа МРСДО).

В рамках программы МРСДО в 2013-2015 годах было построено более полутора тысяч новых зданий детских садов, возвращено в систему около 300 зданий, ранее переданных из системы образования. За три года создано более миллиона 150 тысяч новых мест в системе дошкольного образования.

Вместе с тем основное бремя решения проблем очередности в дошкольных образовательных организациях лежит на субъектах Российской Федерации. Это обусловлено нормами Федерального закона, относящими к полномочиям субъекта Российской Федерации обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных и общеобразовательных организациях.

Во многих субъектах Российской Федерации в качестве способа преодоления дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и решения проблемы обеспечения доступности дошкольного образования рассматривается повсеместное внедрение вариативных форм дошкольного образования.

На государственном и муниципальном уровне осуществляется апробация различных вариантов альтернативных форм дошкольного образования.

Считаем, что на государственном уровне уделяется большое внимание проблемам доступности дошкольного образования, предпринимаются шаги по улучшению ситуации, связанной с ликвидацией очередности в группах для детей от 1,5 до 3-х лет.

Заместитель директора Департамента И.А. Петрунина
Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент государственной политики в сфере общего образования, Люсиновская ул., д. 51, Москва, 117997. Тел. (499) 237-42-44 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru