Ответ Минтруда РФ на резолюцию митинга от 7 ноября 2015 года

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрело резолюцию митинга, посвященного 98-ой годовщине Великой октябрьской социалистической революции, поступившую в Минтруд России письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № П48-123082-1, и сообщает следующее.

По вопросу установления 7 ноября дополнительного праздничного дня сообщаем, что согласно части первой статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

Установленное количество указанных нерабочих праздничных дней оптимально отражает потребности работников в отдыхе и направлено на реализацию права каждого на отдых, установленного статьей 37 Конституции Российской Федерации.

Введение дополнительных нерабочих праздничных дней в Российской Федерации приведет к сокращению фонда рабочего времени, что может негативно сказаться на конкурентоспособности российских организаций, а также увеличить расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований на оплату труда.

В этой связи внесение изменений в установленный перечень нерабочих праздничных дней в Российской Федерации в настоящее время представляется нецелесообразным.

Вместе с тем предложение по вопросу установления 7 ноября в качестве нерабочего праздничного дня будет принято во внимание при подготовке предложений по перспективам совершенствования трудового законодательства.

По вопросу обеспечения занятости населения сообщаем, что согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве.

В случае принятия гражданами решения о поиске подходящей работы при содействии органов службы занятости они могут обратиться в любое государственное учреждение службы занятости населения (далее - центр занятости населения) по месту жительства или пребывания.

Содействие в поиске работы осуществляется путем подбора гражданам подходящей работы исходя из сведений, содержащихся в представленных гражданами документах, и наличия в информационном банке данных сведений о свободных рабочих местах (вакантных должностях), заявленных работодателями в органы службы занятости населения в установленном порядке.

При этом наряду с государственной услугой по содействию в поиске подходящей работы гражданам предоставляются иные государственные услуги, в том числе по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; организации проведения оплачиваемых общественных работ.

Расширить сферу поиска работы можно также при участии в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, на которых гражданам предоставляется возможность пройти собеседование с работодателями и ознакомиться с их требованиями к кандидатурам для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей).

Указанные государственные услуги предоставляются центром занятости населения гражданам бесплатно.

Поиск работы можно осуществить с помощью информационного портала Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» (далее - информационный портал) (размещен по адресу в сети Интернет www.trudvsem.ru) при наличии подключения к сети Интернет, а также при обращении в центр занятости населения.

Кроме того, осуществить подбор подходящей работы можно также в сети Интернет с помощью других информационных порталов по поиску работы.

По вопросу установления достойной заработной платы сообщаем, что размер оплаты труда работников внебюджетных организаций устанавливается данными организациями самостоятельно за счет собственных средств с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

В соответствии со статьей 132 Кодекса заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Согласно статье 135 Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере.

Статьей 22 Кодекса установлено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (статья 136 Кодекса).

Проблема индексации заработной платы является одним из важных вопросов регулирования заработной платы как в реальном секторе экономики, так и в бюджетном.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17 июня 2010 г. № 913-0-0 отмечено, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс).

В силу предписаний статей 2, 130 и 134 Кодекса индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.

Таким образом, статьей 134 Кодекса предусмотрено, что индексация заработной платы работников организации любой формы должна осуществляться с учетом повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности. В случае нарушения работодателем обязанности проводить индексацию заработной платы, а также отсутствия порядка и условий индексации в локальных нормативных актах организации (положении об оплате труда) он может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в случае выявленного государственной инспекцией труда по месту нахождения работодателя или других уполномоченных государственных органов (прокуратура, суд) нарушения Кодекса работодателем и выданного ей предписания работодатель обязан устранить выявленное нарушение трудового законодательства.

В настоящее время трудовое законодательство Российской Федерации не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Правила индексации заработной платы определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций).

Согласно статье 8 Кодекса в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

По вопросу увеличения пенсий сообщаем, что данный вопрос, несмотря на проводимые мероприятия по индексации пенсий, является актуальным для всех категорий пенсионеров. Государство в рамках законодательства Российской Федерации принимает соответствующие меры по улучшению материального положения пенсионеров.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению регулируются Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ).

До 1 января 2015 г. повышение трудовых пенсий осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 17Э-ФЗ), в соответствии с которым для граждан, получающих трудовую пенсию, были проведены мероприятия по ее увеличению.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 г. всем лицам, имеющим общий трудовой стаж, выработанный до 1 января 2002 г., произведена переоценка пенсионных прав, и расчетный пенсионный капитал (РПК) увеличен на 10%. Кроме того, расчетный пенсионный капитал повышен на 1% за каждый полный год работы до 1 января 1991 г.

Размер прибавки зависит от имеющегося «советского» трудового стажа.

Также проведены мероприятия по индексации трудовых пенсий с учетом роста цен на потребительские товары и доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

Так, суммарная индексация трудовых пенсий в 2012 году составила 10,65%, в 2013 году - 10,11%, в 2014 году - 8,3%.

С 1 января 2015 г. введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную.

Согласно Федеральному закону № 400-ФЗ повышение страховой пенсии производится путем индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения стоимости пенсионного коэффициента.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 16 и подпунктом 1 пункта 6 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и стоимость одного пенсионного коэффициента подлежат ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

В этой связи с 1 февраля 2015 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 40 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии» осуществлена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на 11,4%.

Кроме того, с 1 февраля 2015 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 39 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2014 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля

2015 г.» стоимость одного пенсионного коэффициента также проиндексирована на 11,4%.

Дальнейшее увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и стоимости пенсионного коэффициента будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством.

Порядок индексации социальных пенсий закреплен в статье 25 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которой социальные пенсии подлежат индексации ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

Так, с 1 апреля 2012 г. осуществлена индексация социальных пенсий на 14,1%, с 1 апреля 2013 г. - на 1,81%, с 1 апреля 2014 г. - на 17,1%.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. № 247 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 г. социальных пенсий» с 1 апреля 2015 г. осуществлена индексация социальных пенсий на 10,3%.

Кроме того, с 1 января 2010 г. решена проблема доведения минимального уровня материального обеспечения пенсионеров до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором пенсионер проживает, путем установления к пенсии соответствующих социальных доплат согласно статье 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Вместе с тем в условиях сложившейся экономической ситуации с учетом принятых решений об особенностях формирования федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год как временная мера в условиях необходимости приостановления действия отдельных норм федеральных законов в очередном финансовом году, которые не обеспечены финансово, Правительством Российской Федерации принято решение о приостановлении до 1 января 2017 г. действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации и об особенностях индексации в 2016 году социальных пенсий, увеличения страховых пенсий и фиксированных выплат к ним.

При этом предлагается с 1 февраля 2016 г. проведение индексации страховых пенсий и фиксированных выплат к ним на уровень целевой инфляции 4% путем повышения стоимости одного пенсионного коэффициента до 74,27 рубля, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и установления ее в сумме 4 558,93 рубля.

Индексация социальных пенсий будет произведена с 1 апреля 2016 г. также на 4%.

В 2016 году может быть принято отдельное законодательное решение об увеличении во втором полугодии 2016 года страховых пенсий и фиксированных выплат к ним исходя из возможностей федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по результатам их исполнения в первом полугодии 2016 года.

Дальнейшее увеличение страховых и социальных пенсий будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством.

Одновременно сообщаем, что уровень материального обеспечения пенсионеров может быть повышен за счет ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По вопросу о сохранении действующего пенсионного возраста сообщаем, что принятые федеральные законы № 400-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», подписанные Президентом Российской Федерации в целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, направлены на усиление заинтересованности граждан в назначении пенсии в более позднем возрасте, не повышая при этом законодательным порядком официальный возраст, при котором допускается назначение пенсии по старости на общих основаниях (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно).

При этом для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предлагается предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет установления специального порядка перерасчета пенсионных прав, а в отношении лиц, уже находящихся на пенсии, предполагается предоставить возможность отказаться от получения назначенной пенсии (на определенный срок) также с целью увеличения ее размера.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ сохраняет норму, предусмотренную пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 173-Ф3 и закрепляющую общеустановленный возраст выхода на пенсию.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в связи с принятием Федерального закона № 400-ФЗ не предусматривается.

Вместе с тем основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новой редакцией), утвержденными Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 г., в целях повышения устойчивости пенсионной системы и уровня пенсионных выплат предусматривается проведение детального анализа и на его основе -широкого обсуждения с привлечением институтов гражданского общества, в том числе профессиональных союзов, объединений работодателей, общественных организаций и экспертного сообщества, целесообразности повышения пенсионного возраста для лиц, вновь выходящих на пенсию, а также возможных сроков и порядка указанного повышения.

По вопросу предоставления мер социальной поддержки гражданам, которые в период Великой Отечественной войны были в несовершеннолетнем возрасте, сообщаем, что отношения, связанные с обеспечением социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах).

Согласно Закону о ветеранах меры социальной поддержки предоставляются гражданам, принимавшим в годы Великой Отечественной войны участие в боевых операциях по защите Отечества, участвовавшим в обороне городов, работавшим в тылу, лицам, пережившим в детском возрасте блокаду Ленинграда, учитывая особый статус данного города в годы Великой Отечественной войны, лицам, ставшим в детском возрасте инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Предоставление мер социальной поддержки другим гражданам, которые были в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны, Законом о ветеранах не предусмотрено.

Законопроекты, предусматривающие определение статуса гражданам, которые в годы Великой Отечественной войны были в несовершеннолетнем возрасте, а также предоставление им мер социальной поддержки, неоднократно вносились на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, однако поддержаны не были.

Вместе с тем лица, бывшие в годы Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте, учитывая состояние здоровья и возраст, в большинстве своем, как правило, уже пользуются мерами социальной поддержки, установленными федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Указанные граждане также пользуются мерами социальной поддержки, установленными во исполнение подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации как граждане пожилого возраста - пенсионеры, не имеющие какого-либо льготного статуса.

Положения статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ также позволяют органам государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки гражданам, проживающим на их территории, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства А.В. Анохин
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, улица Ильинка, 21, Москва, ГСП-4, 127994 тел.: 8 (495) 606-00-60, факс: 8 (495) 606-18-76
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru