Первое Красное знамя

156 лет Красному знамени

В эти апрельские дни исполняется 156 лет Красному знамени, как символу протестной борьбы россиян за свои права. Волнения среди крестьян сел Кандиевка и Черногай Пензенской губернии России, а также ещё нескольких поселений Пензенской и соседней с ней Тамбовской губернии, известное как Кандиевское восстание, стихийно возникшее в апреле 1861 г. после обнародования условий освобождения крепостных крестьян, стало первым в отечественной истории случаем, когда протестующие подняли Красное полотнище.

Восстание началось с волнений крестьян села Черногай и деревни Студенки (600 крепостных) Чембарского уезда, принадлежавших графу А. С. Уварову, которые на сходах 21-25 марта 1861 по случаю чтения манифеста об отмене крепостного права приняли решение на барщину не ходить. Крестьяне считали, что от них скрывают настоящую "царскую волю". Крестьяне с. Высокого Коровяков, Егоров и Кошелев взялись быть "миссионерами" для распространения "настоящей воли царя". Но, потому что у них не было и не могло быть никакого другого Положения, они самостоятельно устно толковали царские документы от 19 февраля 1861 г. таким образом: "Землю царь всю отдал нам, а работать больше на барина не следует". К началу апреля к ним присоединились крестьяне ещё 9 селений, принадлежавших Уварову. Крестьяне с. Чернышовка (больше 2 тыс.) во главе с бурмистром Варфоломеем Горячевым прекратили исполнение барщины, разобрали господский хлеб и инвентарь.

2 апреля крестьяне села Высокого, принадлежавшего помещику Кожину, заявили, что от них власти скрывают подлинный манифест, прогнали управляющего и всех должностных лиц вотчинного управления. Местный 65-летний молоканин Леонтий Егорцев выдавал себя за великого князя Константина Павловича и призывал крестьян добывать «настоящую волю» и истреблять всех помещиков и чиновников. Восставшие крестьяне ездили поднимать на восстание соседние села, прикрепив к телегам шесты с красными платками. 5 апреля крестьяне села Покровского (1000 крепостных), возглавляемые прибывшим Егорцевым, захватили господский двор и вотчинную контору, избили бурмистра и конторщика, разобрали помещичий скот. Отказались подчиняться властям также более 5 тыс. крестьян села Поим и прилегавших к нему селений, принадлежавших графу Шереметеву.

10 апреля вооруженные косами и кольями крестьяне села Черногай заставили отступить роту Тарутинского полка, захватив нескольких местных чиновников. Затем восстали крестьяне села Кандиевка Керенского уезда с населением более 900 чел. (ныне входит в состав Башмаковского района). 6 апреля они отправили в село Высокое ходоков, которые говорили, что есть указ царя, в котором «дана воля без всяких работ на помещика». 7 апреля в село прибыл становой пристав для ареста зачинщиков, но крестьяне его выгнали.

Начались волнения в сёлах Знаменское, Троицкое, Подгорное, Орлев, принадлежащих графам Виельгорским, и селе Черкасском и др. селениях, принадлежащих помещику Охотникову (с населением более 4 тыс. человек). К 10-м числам апреля восстание охватило около 30 поселений, включая сёла Липовка, Каменка, Громок Моршанского уезда соседней Тамбовской губернии с населением около 3 тыс. человек.

Руководили восстанием отставные солдаты Андрей Елизаров, Антон Тихонов, Гаврила Стрельцов, сюда же прибыл и Леонтий Егорцев. На ежедневные сходы для координации действий в Кандиевку стекались крестьяне из окрестных и дальних сёл…

Для усмирения крестьянских волнений была привлечена «зондер-команда» в составе 5 рот Тарутинского и Казанского полков под командованием генерала А. М. Дренякина. 14 апреля войсками был занят Поим, 15 апреля Дренякин с войсками вошёл в Черногай и арестовал 12 зачинщиков, 16 апреля было занято село Высокое. К 18 апреля была окружена и «штабная» Кандиевка, где к этому времени собралось около 10 тыс. повстанцев, которые вооружились топорами, вилами и косами. На увещевания властей они неизменно отвечали: «Не повинуемся, умрём за Бога и волю». Толпу удалось рассеять только после трёх залпов в упор и штыковой атаки роты солдат. Было убито на месте 8, ранено 26 (из них затем скончалось 11) человек. Всего при подавлении восстания, по официальным данным, с 3 по 30 апреля были убиты войсками 14, ранены 31 чел. По делу о восстании было осуждено 174 человек, 114 из которых было сослано на каторгу и на поселение в Сибирь.

Это знаменательное событие 156-летней давности вошло в отечественные анналы, когда протестующие впервые в истории России подняли Красное знамя, ставшее впоследствии ярким и неизменным символом классовой борьбы трудящихся за свои права. И, как видим, его красный цвет не случаен – оно действительно пропитано народной кровью…

Вилен Вершинин

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru