«Все таксопарки будут убиты»: что не так с новым законом о такси?

Минтранс разработал компромиссный законопроект о такси

Законопроект о такси — больной и многострадальный вопрос. Действующее законодательство по регулированию работы этой сферы было разработано 11 лет назад, еще до распространения мобильных агрегаторов такси. При этом на сегодня около 78% всех заказов такси — это вызовы через мобильные приложения. За 2021 год с участием автомобилей такси совершено 3,7 тыс. ДТП, в которых погибли 149 человек. Две трети этих транспортных происшествий произошли по вине водителя. Думая о безопасности пассажиров, минтранс разработал новый законопроект, который 11 мая этого года был внесен в Госдуму, а 5 июля принят в первом чтении. Хотя до этого в течение нескольких лет разные группы депутатов Госдумы предлагали свои варианты, но не один из них не прошел парламентское сито. Окончательный раунд обсуждений инициативы провели в конце минувшей недели на международном евразийском форуме «Такси» в Москве.

Как пояснил замдиректора департамента государственной политики в области автомобильного и городского транспорта минтранса РФ Владимир Луговенко, транспортный риск такси выше (в среднем 3,0), чем у простого легкового автомобиля (в среднем 2,6). Потому так важно надлежащим образом на законодательном уровне позаботиться о гарантиях безопасности для пассажиров такси. «У нас есть 69-й федеральный закон, но технологии шагнули далеко вперед. Отсюда потребность в новом федеральном законе. И этот законопроект — компромисс», — подчеркнул Луговенко.

Законопроект определяет правовое поле для агрегаторов. Также среди нововведений прописаны нормы, которые позволят самозанятым осуществлять перевозки через агрегаторы. На данный момент, для того чтобы сделать это, необходим статус индивидуального предпринимателя. «Это в большей степени позиция правительства Российской Федерации и министерства экономического развития — вывести из серой зоны реальных перевозчиков, которые осуществляют деятельность как самозанятые», — пояснил Луговенко. При этом требования к самозанятым и индивидуальным предпринимателям будут идентичными: если ИП проходит медицинский осмотр перед выходом на работу, то самозанятые тоже должны это делать.

В чем суть нового закона о такси?

Более подробно о законопроекте рассказал начальник правового управления департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Олег Зайцев. Он поспешил согласиться с коллегой в том, что инициатива является компромиссной и предусматривает несколько важных моментов.

  • Законопроект устанавливает правовой статус агрегаторов такси, служб заказа такси и самозанятых.
  • Агрегаторы могут передавать заказы только перевозчикам с лицензией (на данный момент это не регламентируется).
  • Агрегаторы обязаны открывать региональные филиалы. Обязательное условие, если в течение пяти дней наблюдается более 5 тыс. заказов в сутки.
  • Города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и субъекты, граничащие с ними, смогут сами устанавливать минимальные размеры тарифа. Инициативу объяснили тем, что в последние годы действует практика перевозки по крайне низкой стоимости. Водители вынуждены перерабатывать, у них возникает хроническая усталость, что в итоге отражается на безопасности перевозок. Непонятно, правда, почему эта проблема признана актуальной только для столиц и Крыма.
  • Субъекты РФ могут устанавливать дополнительные требования к аттестации водителя с учетом дополнительных знаний транспортной инфраструктуры, культурных объектов и т. д.
  • Расширен перечень оснований, по которым водители не допускаются к управлению такси. К примеру, водитель, который ранее повторно был лишен водительских прав или имеет более трех неоплаченных штрафов, не будет допущен к выходу на смену.
  • Регионы сами контролируют работу такси на вокзалах и в аэропортах. Таким образом планируют избавиться от зазывал, которые возят по завышенным тарифам.
  • На смену единому реестру разрешения на такси придут два реестра — для перевозчиков и для автомобилей. Это сделано для того, чтобы остановить передачу автомобилей в реестре такси лицам, не имеющим разрешения.

«Законопроект требует доработок, но это не будет тормозить развитие отрасли»

«Уверены, что принятие закона принесет только пользу отрасли и позволит лучше защищать интересы пассажиров», — заявил Зайцев. С ним согласилась исполнительный директор национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина: «Наконец баланс найден в новой инициативе. Да, законопроект требует доработок, но, на мой взгляд, это не то, что будет тормозить развитие». По ее словам, ко второму чтению в Госдуме есть возможность доработать документ по концептуальным моментам. При этом она считает, что нецелесообразно создавать несколько отдельных реестров. «Если создается федеральная государственная информационная система, то разумно максимально расширить ее функционал. Не должно быть кучи федеральных и региональных реестров. Как передавать данные из одного в другой — никто не знает, кто будет нести ответственность за сохранность данных — тоже. Это проблематично», — отметила Федоткина.

Председатель общероссийского объединения пассажиров России и член Общественной палаты РФ Илья Зотов предложил думать о работе такси не только в крупных городах, но и в регионах, а также муниципалитетах. Он считает, что им надо дать больше свободы, определив базовые моменты по тарифам, безопасности и ответственности. Тем более безопасность, по мнению Зотова, важна не только для пассажиров, но и для водителей такси. «Люди бывают разными. В авиакомпаниях не от хорошей жизни приняли черный список дебоширов. Это тоже должно быть в законе», — предложил он.

И все же принятие нового закона необходимо, уверен Зотов. «Многие говорят о том, что будет принят законопроект и у нас наступит монополия на рынке. Коллеги, будем честными: а разве сейчас у нас не монополия?» — обратился он к аудитории. В ходе выступления он решил уточнить у зала, кто из присутствующих читал обсуждаемую инициативу. Увидев число поднятых рук, резюмировал, что ознакомилась с ней только половина зала. «Если вы против законопроекта — это вполне нормальная позиция. Но тогда конкретно предлагайте, что поправить и как отрегулировать», — попросил Зотов.

«Та безопасность, которую регламентирует закон, — это не безопасность»

Далее один за другим к трибуне выходили те, кто, в отличие от чиновников, к инициативе относился скептически. Так, вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин отметил, что инициатива была разработана до 24 февраля, но ситуация в стране уже поменялась. «Первоочередная вещь — автомобиль. А на чем вообще будет ездить отрасль такси? У нас сейчас в доступном сегменте есть LADA Granta без кондиционера. Вчера на другом пленарном заседании форума мы спросили у аудитории: дорогие представители парков, а вы готовы купить такую машину? Поднялась одна гордая рука, спросили, кто это, и выяснилось, что это представитель АвтоВАЗа», — поделился наблюдениями Шапарин. Ряд нововведений, по его мнению, больно ударит по заработку водителей. К примеру, возможность устанавливать тарифы в регионах, которые граничат с городами федерального значения, приведет к нарушению существующего баланса. «Мы хотим, чтобы за счет падения тарифов упали заработки таксистов? Боюсь, это не то, что нам нужно», — предположил вице-президент национального автомобильного союза. Он негативно оценил и идею создания нескольких реестров, подчеркнув, что государство вроде бы нацелено на цифровое развитие и убирает бюрократические барьеры, но вместе с новым законопроектом предлагает заново их построить. «Три реестра? И это в XXI веке, когда у нас есть отлично работающие „Госуслуги“!» — возмущался Шапарин.

Директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин был менее оптимистичен. «Здесь звучали слова о том, что отрасль поддерживает. Да ничего мы не поддерживаем! То, что есть, работать не будет», — резко отрезал он. По мнению директора сервиса заказа такси «Максим», выдача разрешений на перевозки в привязке с наличием договора из пункта медосмотра приведет к тому, что треть российских таксистов станут нелегалами. «У нас в трети страны медосмотров нет вообще. В Якутии есть места, где до ближайшего пункта медосмотра пилить 600 километров. Куда ехать договор заключать?» — негодовал Шушарин. Говоря об агрегаторах, он заявил, что в города с населением 50–100 тыс. человек подобные гиганты бизнеса никогда не заберутся. При этом работу самозанятых в новом законопроекте поставили в привязку с наличием договора именно с агрегаторами. Это также загонит треть таксистов страны в число нелегалов. «Мы запрещаем агрегаторам передавать заказы лицам без разрешения. Месяц работы этого закона — и останется выжженное поле. В регионах у нас не будет достаточных партнеров с разрешением. Кому мы сможем передать заказ? И через месяц местный добросовестный минтранс постарается сделать так, чтобы у нас в этом субъекте был запрет на деятельность», — акцентировал Шушарин.

Другой спорный аспект — путевые листы. Их директор сервиса заказа такси «Максим» назвал прошлым веком, чем вызвал одобрение аудитории и громкие аплодисменты. «Зачем мы тащим путевые листы из 1968 года прошлого века? Отменяйте это все, техосмотры и медосмотры не нужны и не могут быть выполнены самозанятыми, которые сейчас работают в отрасли на 98 процентов, а в подавляющем числе городов России на 100 процентов», — заверил он.

Комментируя мнение о том, что без медосмотров таксисты массово начнут пить, спикер призвал перестать уничижительно отзываться о российских мужчинах и женщинах. «Мы все прекрасно понимаем, что медосмотры сегодня — липа, которая проставляется на неделю вперед в псевдопутевых листах. Они не проводятся сейчас никем и нигде», — заявил он. В заключение подчеркнул, что на данный момент важно не просто принять абы какой закон, а вдумчиво подойти к решению вопроса. «Нам не должно быть стыдно за свою работу. Закон должен быть изначально рабочим», — заключил директор сервиса заказа такси «Максим», призывая обратить внимание на практику Ирана. По его мнению, в этой стране уже на протяжении четырех лет работает успешный закон о такси, упор сделан на самозанятых, и именно это обеспечивает безопасность. «Та безопасность, которую регламентирует новый закон, — это не безопасность. Мы так и не будем знать, кто сидит у нас за рулем», — резюмировал Шушарин.

«Все таксопарки будут убиты»

Что касается безопасности пассажиров такси, то правозащитник в сфере легкового такси Елена Гращенкова считает, что уже действующего законодательства достаточно: есть ОСАГО и закон о защите прав потребителей. Поэтому она предложила исключить из законопроекта 29-ю статью, посвященную как раз безопасности пассажиров. Как раз тут прописано, что агрегатор такси — это лишь информационный посредник. «У нас агрегатор на сегодняшний день не только передает информацию, он занимается рекламой и продажами, привлечением пассажира, принимает и возвращает оплату, выбирает стоимость поездки и экипаж, отслеживает путь машины, следит за безопасностью. Он обеспечивает техническую поддержку, страхует пассажира и водителя. Простите, какая передача информации? Это полноценный организатор перевозки», — заявила она.

«Новый законопроект убьет небольшие и региональные службы такси. Все таксопарки будут убиты. Они уже убиты», — слышалось в зале в момент резонансного обсуждения. Аудитория явно негодовала, продолжая поддерживать тех, кто указывал на недостатки нового законопроекта. К недочетам отнесли и то, что понятие такси в документе отсутствует как таковое. На это обратил внимание редактор издания «Бюро Икс» Роберт Ян. «Нам нужно просто признать, что мы говорим не о такси, о котором знает весь мир, мы говорим о том, что есть организатор перевозок, который всем удобен. Тут прозвучало, что поднять руку и поймать машину — это плохо. Это хорошо, это и есть такси. Это частный перевозчик, который готов пойти навстречу пассажиру, договориться с ним по условиям цены и поехать», — сказал он. По мнению Яна, такие перевозки как раз можно назвать наиболее безопасными. Вероятность конфликтов и нападений в этом случае сведена к минимуму.

С ним согласился председатель комитета по транспорту ТПП Ульяновской области Михаил Фролов. «Перевозки агрегаторами не относятся к такси. На сегодняшний день тот же „Яндекс“ осуществляет две трети своих перевозок на основании письменных договоров. Это аренда транспортного средства с водителем, но никак не такси. Человек, стоящий на ж/д вокзале, который говорит: „Такси, такси, кому такси?“ Вот это такси», — подчеркнул он. Также Фролов отметил, что разработанный минтрансом законопроект нравится только чиновникам. «Сегодня представители от агрегаторов заявили, что законопроект никуда не годный, представители пассажиров сказали о нем то же самое. По словам предпринимателей, законопроект также негодный. Тогда для кого он принят? Для чиновников, которые сидят и хвалят инициативу. Больше ни для кого», — расстроился спикер.

Луговенко из минтранса «в целях собственной безопасности» спорить с критиками не стал. Ему оставалось лишь посоветовать собравшимся внимательнее присмотреться к законопроекту, в котором министерство и так пыталось учесть все пожелания. Представителя «Яндекса», к которому так или иначе сходятся все пути в этой теме, на форуме не было.

 Источник: https://kam.business-gazeta.ru/article/559435
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru