Ответ Госжилинспекции РТ на резолюцию митинга от 23 февраля 2016 года
Уважаемая Татьяна Ивановна!
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - ГЖИ РТ), рассмотрев Ваши обращения в пределах своей компетенции, содержащие резолюцию митинга граждан г. Набережные Челны от 23.02.2016 г., поступившие через Аппарат Президента Республики Татарстан, Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан, по вопросам, касающимся начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, сообщает следующее.
По п.27.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги регламентируется, в частности, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №261-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ и Правилам №354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.156, ст.158 ЖК РФ размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме устанавливается собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно ч.4 ст.158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
При этом законодательством не предусмотрена возможность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги не выше определенной суммы от дохода семьи.
Законодательством предусмотрено право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так, в соответствии с ч.1 ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
По п.28.
С 01.09.2012 начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, регламентируется Правилами №354.
Согласно п.40 Правил №354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Вместе с тем, Правила №354 содержат исключение относительно начисления платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, которая не подлежит начислению.
Согласно абз. 2 п.40 Правил №354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги на водоотведение, установлено законодательством.
По п.30, п.32., п.48 и п.50.
Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные в зависимости от статуса правообладания помещением в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
3) взнос на капитальный ремонт;
4) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ и подп. «д» п.2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включаются оборудование, предназначенное для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Согласно п.1 ч.1 ст.36 ЖК РФ и подп. «а» п.2 Правил 491 лифты входят в состав общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, в соответствии с п.5,6,7 Правил № 491 в состав общего имущества отнесены внутридомовые инженерные системы, состоящие в том числе из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п.1 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч.2 ст.39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу ч.1 ст.37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, обязанность внесения собственником помещения в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт предусмотрена жилищным законодательством.
В соответствии с 4.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, внесение платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе инженерных систем, приборов погодного регулирования тепловой энергии, а также лифтов независимо от того, на каком этаже у собственника находится квартира, предусмотрена законодательством.
Порядок предоставления коммунальной услуги по газоснабжению установлен Правилами №354, а также Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549 (далее - Правила №549).
Вместе с тем следует учесть, что согласно подп. «б» п.2 Правил №354 и п. 1 Правил №549, в случае, когда исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению является организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК), отношения по предоставлению данной коммунальной услуги регулируются Правилами №354, а в случае, когда исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению является непосредственно поставщик газа, отношения по предоставлению такой услуги регулируются Правилами №549. При этом указанными Правилами регламентированы особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Наличие договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, согласно п.13 Правил №549, является одним из обязательных условий для заключения договора на поставку газа.
Договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования может быть заключен со специализированной организацией, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Обязанность по оплате работы (услуги) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования установлена подп. «а» п.42 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила №410), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410.
Указанный нормативный правовой акт является общедоступным, ознакомиться с ним можно в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
При этом в соответствии со ст.37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей» оплате подлежат только оказанные услуги (выполненные работы).
Пунктами 48-53 Правил №410 установлен порядок уведомления заказчика о проведении технического обслуживания газового оборудования.
В соответствии с вышеуказанным порядком исполнитель обязан инициировать проведение работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, а заказчик - обеспечить доступ в жилое помещение.
Несоблюдение заказчиком своих обязанностей, установленных указанным порядком, не влечет за собой обязанности оплаты фактически не оказанных услуг по техническому обслуживанию.
Таким образом, при невыполнении работ по техническому обслуживанию предъявление исполнителем платежного документа на оплату таких услуг, а также взимание платы за неоказанные услуги является неправомерным.
По п.49.
Порядок начисления платы за коммунальные услуги регламентируется, в частности, ЖК РФ, Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон №261-ФЗ), Правилами №354.
В соответствии с 4.1 ст.13 Закона №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых коммунальных ресурсов.
Согласно ч.2 ст.12 Закона №261-ФЗ расчеты за коммунальные ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении коммунальных ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых коммунальных ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых коммунальных ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за коммунальные ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых коммунальных ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых коммунальных ресурсов расчеты за коммунальные ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Аналогичный порядок начисления платы за коммунальные услуги регламентируются ч.1 ст. 157 ЖК РФ и п.59, п.60 Правил №354.
Согласно подп. «р» п.31 Правил №354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Кроме того, согласно подп. «е» п.31 Правил №354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. Таким образом, потребители вправе обращаться в управляющую организацию для ознакомления с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета. При этом жилищным законодательством не предусмотрена обязанность управляющей организации ознакомления потребителя с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
По п.51.
Согласно ст.161 ЖК РФ в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, предусматривается деятельность по управлению многоквартирным домом, которая может быть осуществлена управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые содержат стандарты управления многоквартирным домом, подлежащие обязательному выполнению соответствующими организациями и лицами.
Согласно вышеназванным Стандартам деятельность по управлению многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также путем оформления платежных документов и направления их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 32 Правил №354 предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель вправе привлекать на основании соответствующего договора организацию или индивидуального предпринимателя для доставки платежных документов потребителям, а также для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Аналогичная позиция была изложена в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007 №8167-ЮТ/07, которое являлось в обозначенный период органом, уполномоченным по представлению разъяснений относительно применения Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии со ст.155 ЖК РФ гражданами, являющимися собственниками помещений в многоквартирном доме, а также нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги вносятся в управляющую компанию, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному или иному потребительскому кооперативу, в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.
При этом согласно ч.15 ст.155 ЖК РФ лицам и организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, а также их представителям дано право осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В этой связи следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального закон от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) деятельность по приему платежей физических лиц представляет собой прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Если обратиться к понятиям, определенным в ст.2 вышеназванного Федерального закона №103-ФЗ, то из них следует, что платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют деятельность по приему платежей физических лиц.
А поставщик, в свою очередь, - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ, для осуществления приема платежей платежный агент должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный агент вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.
При этом поставщик услуг вправе, но не обязан заключить договор с платежным агентом. Поставщик услуг может принимать оплату за них различными способами, в том числе и через платежного агента, таким образом, поставщик реализует свое право и свободу выбора способов приема оплаты.
Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения вышеназванного договора, соответствующего требованиям законодательства, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного законодательством о банках и банковской деятельности, запрещена.
Дополнительно следует отметить, что согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг учитываются в расходах за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, по мнению ГЖИ РТ, привлечение организациями и лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирным домом, иных специализированных организаций и индивидуальных предпринимателей для оказания услуг по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги, а также изготовлению и доставке потребителям платежных документов является правомерным.