Татьяна Гурьева задала вопросы по проблемам транспорта
Доклад «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории муниципального образования город Набережные Челны»
Организация пассажирских перевозок является одной из важнейших и востребованных услуг, оказываемой в городе Набережные Челны. Одним из приоритетных направлений обслуживания населения города является обеспечение пассажиров качественными транспортными услугами.
Пассажирские перевозки в городе Набережные Челны осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
В данном направлении на сегодняшний день работают 3 перевозчика – ООО «Электротранспорт», ООО «Пассажирские перевозки» и МУП «Горкоммунхоз».
В городе функционирует 17 городских автобусных маршрутов, на которых работает 230 автобусов, а также функционирует 11 трамвайных маршрутов, по которым курсирует 55 единиц подвижного состава.
Город Набережные Челны является единственным крупным городом России с полностью обособленной трамвайной линией. Трамвайное движение в городе осуществляет ООО «Электротранспорт». Данное предприятие образовано в 2000 году, путем преобразования Трамвайного управления ОАО «КАМАЗ», созданного приказом по Министерству автомобильной промышленности СССР от 29.09.1972 № 310. 26.12.2013 ОАО «КАМАЗ» по договору дарения передало в муниципальную собственность города Набережные Челны 100% доли в уставном капитале ООО «Электротранспорт».
В городе 50% городских перевозок осуществляются трамваями.
Для перевозки пассажиров у предприятия имеется 103 единицы подвижного состава, с 2013-2016 года были введены в эксплуатацию новые 20 низкопольных вагонов. В 2021 году трамвайный парк Набережных Челнов пополнился 10 вагонами, переданными правительством Москвы.
Из 103 имеющихся трамвайных вагонов, 69 единиц устаревшей модели 71-605, которые эксплуатируются свыше 35 лет (при нормативном сроке эксплуатации – 16 лет).
- Модель 71-605 (количество - 69 ед.), в эксплуатации 33 – 45 лет;
- Модель 71-619 (количество - 14 ед.), в эксплуатации 12 – 18 лет;
- Модель 71-623 (количество - 20 ед.). в эксплуатации 8 – 11 лет.
Средний эксплуатационный возраст трамвайного парка города составляет 26 лет. Для качественных пассажирских перевозок электрическим транспортом городу необходимо закупить 72 единицы новых трамвайных вагонов, на данные цели необходимы средства в размере 6 млрд. рублей.
Протяженность трамвайных путей составляет 115,3 км, их изношенность составляет 74%, таким образом 85 км пути требуют проведения капитального ремонта. В связи с длительным сроком эксплуатации (более 45 лет) большинство трамвайных путей находятся в неудовлетворительном состоянии. Нормативный срок использования путей до проведения капитального ремонта составляет 22 года. Ориентировочно на данные цели необходимы средства в размере 4,5 млрд. рублей. На сегодняшний день по причине неудовлетворительного состояния путей скорость движения подвижного состава на 7 участках ограничена от 10 до 25 км/ч, что существенно снизило скорость сообщения и отрицательно сказывается на качестве обслуживания пассажиров.
За последние годы благодаря поддержке Раиса Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова проводился капитальный ремонт существующих трамвайных путей. В 2021 году проведен капитальный ремонт участка трамвайных путей на проспекте Сююмбике (между остановками «Аптека» и «Татарстан»). В 2023 году проведен ремонт трамвайных путей на улице Машиностроительная на участке от остановки «Центр слуха» до проспекта Раиса Беляева в обоих направлениях.
В целях обеспечения города безопасным и комфортным общественным транспортом, а также сокращения времени проезда между старой и новой частью города разработан проект по строительству новой трамвайной ветки в поселках ЗЯБ, ГЭС, на территории новых микрорайонов Замелекесья. Протяженность первого этапа составляет 10,2 км – это участок от микрорайона Бумажников до проспекта Казанский, сметная стоимость строительства первого этапа трамвайной линии «Замелекесье» в ценах 2 квартала 2024 года составляет 1,7 млрд рублей.
Также, на сегодняшний день завершается разработка второго этапа, протяженностью 3,2 км. Ориентировочная стоимость которого составляет 774 млн. рублей. Для реализации данного проекта Исполнительным комитетом ведется поиск источника финансирования.
Перевозка пассажиров автобусами в городе осуществляется силами МУП «Горкоммунхоз» и ООО «Пассажирские перевозки».
За счет средств бюджета города было приобретено 45 автобусов большой вместимости: в 2021 году 21 автобус, в 2023 году – 24 автобуса большой вместимости.
Благодаря данному решению городской автопарк пополнился современными низкопольными автобусами большой вместимости марки НЕФАЗ. До этого на маршрутах города курсировали только автобусы малой вместимости.
В целях бережной эксплуатации данных автобусов и осуществления пассажирских перевозок на достойном уровне принято решение о наделении МУП «Горкоммунхоз» полномочиями по осуществлению пассажирских перевозок в городе автобусами.
В 1 квартале 2024 года город Набережные Челны получил ещё 46 новых автобусов большой вместимости в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» за счет средств специальных казначейских кредитов. Данное поступление существенно увеличило количество автобусов большой вместимости, обслуживающих городские маршруты.
Благодаря увеличению количества подвижного состава в феврале и марте 2024 года запущены новые автобусные маршруты № 5, который курсирует по проспекту Чулман (ранее по данному проспекту курсировали только автобусы малой вместимости) и № 10, который курсирует по проспекту Сююмбике. Остальные автобусы выведены для усиления других маршрутов (2, 3, 22, 26).
Таким образом, на сегодняшний день в городе курсирует 90 автобусов большой вместимости. Весь подвижной состав пассажирского транспорта оснащён системой бескондукторной оплаты, датчиками пассажиропотока и системой видеонаблюдения для обеспечения безопасности. На борту каждого автобуса установлены маршрутоуказатели, отображающие номер маршрута, а в салоне работает система голосового оповещения об остановках для удобства пассажиров. Также доступна оплата проезда через QR-код с использованием системы быстрых платежей (СБП), наряду с оплатой электронной льготной картой, банковской картой и наличными средствами.
Город продолжает работу по совершенствованию транспортного обслуживания населения, в том числе по замене и приобретению автобусов. Планируется закупить в лизинг автобусы большой вместимости марки НЕФАЗ, которые после поступления и необходимого оформления и регистрации выйдут на проспекты и улицы города.
Также в рамках пилотного проекта на шести автобусах установлена система фотовидеофиксации Паркон-А, предназначенная для выявления нарушений — заезда на выделенные полосы для общественного транспорта и остановки на автобусных остановках. В случае успешного испытания планируется закупка данных систем для расширения контроля на дорогах города. Стоимость одной такой системы составляет около 2 миллионов рублей.
В городе камеры автоматической фотофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации начали фиксировать проезд транспортных средств по выделенным автобусным полосам, которые обозначены соответствующими дорожными знаками и дорожной разметкой. Работа по увеличению количества камер, фиксирующих подобные нарушения, будет продолжена. Автобусные полосы созданы для беспрепятственного проезда общественного транспорта по проспектам и улицам. (В соответствии с пунктом 18.2. Правил дорожного движения Российской Федерации на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств», запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением: школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси).
Ведется активная работа по благоустройству территорий, предназначенных для автобусов, ремонту помещений и созданию материально-технической базы.
В 2022 году на базе МУП «Горкоммунхоз» построена портальная автоматическая мойка. С целью возможности проведения качественного технического обслуживания автобусов в 2023 году произведена реконструкция здания ремонтной мастерской. Также в 2023 году создана инфраструктура конечных стоянок для автобусов. Запущены конечные стоянки, обустроенные модулями, на Сидоровке и на улице Корпорации Хайер. В 2024 году начаты работы по благоустройству конечных остановок на Туле-2 и в 51 комплексе. На улице Корпорации Хайер установлен заправочный модуль, идет строительство мойки и котельной. В 2025 году планируется строительство мойки и на Туле-2.
В 2024 году МУП «Горкоммунхоз» получило аттестацию как корпоративный сервисный центр ПАО «КАМАЗ». Данная аттестация позволяет самостоятельно проводить техническое обслуживание и гарантийный ремонт автобусов, что снижает простои в ожидании очереди в сторонних сервисных центрах. Для этого на сегодняшний день, на территории базы предприятия идет реконструкция гаражных боксов.
Важным направлением в обеспечении транспортной доступности является организация сезонных пассажирских перевозок в садоводческие общества, которые удалены от общих линий городского общественного транспорта. С 1 мая по 30 сентября перевозка осуществляется по 39 маршрутам в 83 садоводческие общества. В текущем году перевозку пассажиров осуществляли ООО «Группа компаний «Альтекс» и ООО «АВАНТЕХ».
Ежегодно, с 2005 года в бюджете города предусматривается финансирование оплаты транспортных услуг. В текущем году перевозчикам на оплату транспортной работы было предусмотрено 20 миллионов рублей. С 1 мая по 30 сентября 2024 года в садовые общества перевезено 819 тысяч пассажиров, из них льготной категории 467 тысяч человек. За аналогичный период 2023 года перевезено 653 тысячи пассажиров, из них льготной категории 469 тысяч человек.
В целях оптимизации маршрутной сети и улучшения транспортной доступности в текущем году за счет средств бюджета города (16,2 млн. рублей) ведется выполнение научно-исследовательской работы «Разработка проекта оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта города Набережные Челны». Данные работы проводит ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»). Работы планируется завершить до конца 2024 года.
В 2024 году на 52 остановках города установлены табло, которые отображают время прибытия ближайших автобусов и установлено освещение остановочных павильонов. В настоящее время табло работают в тестовом режиме, и ведётся работа по их оптимизации для улучшения информирования пассажиров.
Для удобства горожан планируется создание мобильного приложения, где пассажиры смогут отслеживать движение автобусов в реальном времени и видеть, какой ближайший автобус прибудет на нужную остановку. После запуска мобильного приложения использование общественного транспорта станет ещё более комфортным.
В связи с тем, что пассажирские перевозки общественным транспортом выполняют важную социальную функцию транспортной доступности для населения города Исполнительным комитетом ведутся работы по улучшению качества обслуживания пассажиров, обновлению подвижного состава, улучшению транспортной инфраструктуры.
Первый заместитель Руководителя Исполнительного комитета И.С. Зуев