Снимать разрешается всем
В преддверии выборов президента Татарстана и муниципальных депутатов российский центризбирком по просьбе члена коалиции «за честные выборы» в Татарстане Азата Габдульвалеева разъяснил, пожалуй, самый спорный момент, касающийся наблюдения за голосованием, а именно проведение фото- и видеосъемки. По мнению ЦИК России, снимать происходящее на избирательном участке могут как представители СМИ, так и члены комиссии, несмотря на то, что в законе о правах последних в этой части ничего не сказано. Но делать они это могут только открыто.
Юрист Азат Габдульвалеев после выборов депутатов Госсовета Татарстана пятого созыва представлял в судах интересы большинства оппозиционных активистов, которые были не согласны с действиями председателей участковых избирательных комиссий. Суды в основном касались незаконного, по мнению заявителей, удаления их с избирательных участков в момент подсчета голосов.
Один из процессов сначала в Приволжском райсуде Казани, а затем и в Верховном суде Татарстана, в которых интересы заявителя представлял Габдульвалеев, касался запрета на проведение фото- и видеосъемки. Руслана Каюмова, члена участковой избирательной комиссии Казани №307 с правом совещательного голоса, в момент подсчета голосов удалили с места проведения голосования за то, что он намеревался производить видеосъемку. Каюмов, несмотря на запрет председателя комиссии, скрывая от него, съемку все-таки производил.
Габдульвалеев на заседании в Верховном суде Татарстана процитировал тогда комментарий ЦИК России к закону об основных избирательных правах на официальном сайте, в котором говорится, что «правомерно присутствующие в помещении для голосования вправе производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования в день голосования и в дни досрочного голосования, а также при подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума».
И Приволжский и Верховный суд Татарстана признали тогда действия председателя комиссии в отношении Каюмова законными.
Подобная же ситуация произошла и с активисткой Эльвирой Дмитриевой, которую также выгнали с участка за видеосъемку якобы без согласия присутствующих лиц, несмотря на то, что, по ее словам, съемку она и вовсе не вела. Суды обеих инстанций также признали действия председателя комиссии по удалению Дмитриевой законными.
Причем, в апелляционном определении Верховного суда Татарстана в части комментария ЦИК России, который и в этом деле цитировал Габдульвалеев, сказано, что судебная коллегия сочла его «несостоятельным, поскольку научно-практические комментарии законодательства не носят официального и нормативного характера, а изложенные в них позиции отдельных авторов применению не подлежат».
Таким образом, председательствующий в том деле судья Денис Горшунов не счел официальный комментарий ЦИК России хоть сколько-нибудь значимым.
Не иначе как победой активистов можно назвать решение ЦИК Татарстана, который в ноябре прошлого года отменил решение ТИК Московского района о признании законным запрета на фото- и видеосъемку на избирательном участке в отношении члена комиссии с правом совещательного голоса Александра Ильина.
Тогда председатель ТИК Московского района Андрей Литвин недоумевал, почему в законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» в части прав и обязанностей не учтена возможность члена комиссии с правом совещательного голоса производить фото- и видеосъемку на участке. По словам Литвина, если бы членам комиссии с такими полномочиями можно было производить съемку, то это было бы отмечено в законе или постановлениях Центризбиркома России, как это сделано в отношении прав наблюдателей и представителей СМИ.
Юрист Азат Габдульвалеев после решения Верховного суда Татарстана по делу Дмитриевой обратился в ЦИК России с просьбой прокомментировать ситуацию относительно проведения фото- и видеосъемки членами избирательных комиссии.
В ответе российского центризбиркома сказано, что «федеральный закон не содержит запрета на проведение фото- и видеосъемки иными лицами, имеющими права присутствовать в помещениях, занимаемых избирательными комиссиями при проведении голосования, подсчете голосов и установлении итогов голосования».
Секретарь ЦИК России Николай Конкин, чья подпись стоит под ответом Габдульвалееву, также указал, что «представители СМИ и другие лица, имеющие право присутствовать на избирательных участках в день голосования на основании пунктов 1 и 3 статьи 30 федерального закона, вправе открыто вести фото- и видеосъемку…»
Азат Габдульвалеев заявил «Свободной трибуне», что решение Верховного суда Татарстана по делу Каюмова обжаловать не будет, поскольку последний скрывал от членов комиссию видеосъемку, а вот решение по Эльвире Дмитриевой юрист обещал оспорить в Верховном суде России.
Источник: triboona.ru